ПРОКУРАТУРА ИНФОРМИРУЕТ

Ответственность работодателя за предвзятое отношение к работнику
Трудовое законодательство РФ не содержит понятия и признаков предвзятого отношения к работнику.
В общем смысле под предвзятым отношением к работнику можно понимать необъективное мнение работодателя, сложившееся на основе стереотипов, или заранее принятое решение, которое основано на личном эмоциональном отношении к работнику.
Как правило, предвзятое отношение к работнику влечет ограничение его трудовых прав и свобод или возможность получать какие-либо преимущества в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Под деловыми качествами работника предполагаются способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли) (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2).
В случае если предвзятое отношение работодателя к работнику влечет ограничение его трудовых прав и свобод и проявляется в зависимости от пола работника, его расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, то оно может быть квалифицировано как дискриминация в сфере труда (ч. 2 ст. 3 ТК РФ).
На практике нарушение трудовых прав работника, связанное с предвзятым отношением, может выражаться, в частности (ч. 1 - 3 ст. 64, ч. 2 ст. 132, ч. 5 ст. 192, ч. 9 ст. 394 ТК РФ; п. п. 1 - 3, 5 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.04.2022; п. 4 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 09.12.2020; п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2; п. 3 Методических рекомендаций, утв. Приказом Минтруда России от 09.11.2017 N 777):
• в необоснованном отказе в заключении трудового договора;
• в отказе в заключении трудового договора по обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника (в том числе с женщиной по мотивам, связанным с беременностью, лицам, работающим у работодателя по совместительству и изъявившим желание заключить с этим работодателем трудовой договор по занимаемой должности как по месту основной работы);
• в незаключении с инвалидом трудового договора на вакантную должность на квотируемое рабочее место по обстоятельствам, не связанным с его деловыми качествами;
• в увольнении без законного основания;
• в наложении дисциплинарного взыскания без учета тяжести совершенного проступка и обстоятельств, при которых он был совершен, а также без учета предшествующего поведения работника, его отношения к труду;
• в необоснованном снижении или лишении премии;
• в дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда;
• в неисполнении обязанности предлагать всем сокращаемым работникам все имеющиеся вакантные должности.
Законодательство не предусматривает ответственности для работодателя за предвзятое отношение к работнику, однако если предвзятое отношение к работнику выразилось в нарушении его трудовых прав или свобод, то работодатель может быть привлечен к материальной, административной или уголовной ответственности. При этом непосредственный начальник такого работника также может быть привлечен вышестоящим руководством к дисциплинарной ответственности, если он не исполняет или ненадлежаще исполняет по своей вине возложенные на него трудовые обязанности (ст. ст. 192, 193 ТК РФ).
Так, в случае если предвзятое отношение работодателя повлекло необоснованный отказ в приеме на работу, увольнение работника без законного основания и т.д., может быть вынесено предупреждение или наложен административный штраф (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ):
• должностному лицу работодателя - от 1 000 до 5 000 руб.;
• работодателю-ИП - от 1 000 до 5 000 руб.;
• работодателю-организации - от 30 000 до 50 000 руб.
Если же начальник или работодатель в течение года был привлечен к административной ответственности за аналогичное нарушение трудового законодательства, то на него накладывается штраф (ст. 4.6, ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ; п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45):
• на должностное лицо - от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификацию на срок от года до трех лет;
• на работодателя-ИП - от 10 000 до 20 000 руб.;
• на работодателя-организацию - от 50 000 до 70 000 руб.
Если предвзятое отношение работодателя повлекло отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, то это может повлечь наложение административного штрафа на должностное лицо работодателя в размере от 5 000 до 10 000 руб. (ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ).
Если предвзятое отношение к работнику будет квалифицировано как дискриминация в сфере труда, то на работодателя может быть наложен административный штраф (ст. 5.62 КоАП РФ):
• если работодатель - физическое лицо - от 1 000 до 3 000 руб.;
• если работодателем является организация - от 50 000 до 100 000 руб.
Дискриминация с использованием служебного положения может повлечь привлечение к уголовной ответственности (ст. 136 УК РФ).
В случае если предвзятое отношение повлекло необоснованное увольнение по мотивам беременности работницы, наличия детей в возрасте до трех лет или достижения работником предпенсионного возраста, работодатель может быть привлечен к уголовной ответственности (ст. ст. 144.1, 145 УК РФ; п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 46).
Под предпенсионным возрастом понимается возрастной период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством РФ (Примечание к ст. 144.1 УК РФ).
Если в результате предвзятого отношения были нарушены трудовые права и свободы работника, то он имеет право подать обращение (жалобу) в государственную инспекцию труда. Такое обращение (жалоба) может быть подано работником непосредственно в инспекцию, направлено по почте или в форме электронного документа (ст. 353 ТК РФ; ч. 1 ст. 2, п. п. 1, 4 ст. 4, ч. 3 ст. 7, ч. 1 ст. 8 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ; п. п. 3, 8 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 N 1230).
На основании жалобы государственная инспекция труда обязана провести внеплановую проверку (п. 1 ч. 1 ст. 58, п. 1 ст. 60, ч. 12 ст. 66 Закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ; п. п. 35, 49 Положения N 1230).
При подтверждении фактов нарушения трудовых прав работодателю будет выдано предписание об устранении выявленных нарушений (ч. 1 ст. 357 ТК РФ).
Работник, столкнувшийся с дискриминацией, вправе обратиться с заявлением (жалобой) о нарушении законодательства в прокуратуру. По результатам проверки изложенной в нем информации прокурор вправе внести представление об устранении выявленных нарушений, возбудить производство об административном правонарушении, принять меры в целях уголовного преследования виновных лиц (п. п. 1, 4 ст. 10, п. п. 2, 3 ст. 22, п. 1 ст. 24, п. 1 ст. 25, п. п. 1 - 3 ст. 27 Закона от 17.01.1992 N 2202-1; ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ; ч. 3, 5 ст. 20, ч. 1 ст. 21, ч. 2, 3 ст. 37 УПК РФ).
Поскольку вопросы предвзятого отношения, как правило, носят не очевидный характер, рекомендуем обращаться в комиссию по трудовым спорам или в суд, поскольку ни государственная инспекция труда, ни прокуратура не рассматривают индивидуальные трудовые споры (ст. 382 ТК РФ; Постановление Верховного Суда РФ от 13.09.2019 N 19-АД19-6).
Если работник считает, что в результате предвзятого отношения со стороны работодателя он подвергся дискриминации в сфере труда, то он вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда (ч. 4 ст. 3 ТК РФ).
Соответствующее исковое заявление подается в районный суд по выбору истца (ст. ст. 24, 28, ч. 2, 6.3, 9 ст. 29 ГПК РФ):
• по адресу работодателя-организации или по месту жительства работодателя - индивидуального предпринимателя;
• по адресу филиала или представительства организации-работодателя - если иск связан с деятельностью филиала или представительства работодателя-организации;
• по месту жительства работника;
• по месту исполнения трудового договора, из которого вытекает иск, если в нем указано место его исполнения.
Исковое заявление в суд и документы, прилагаемые к нему, следует подготовить в соответствии с требованиями ст. ст. 131, 132 ГПК РФ.
Факт наличия (отсутствия) предвзятого отношения устанавливается с учетом всех обстоятельств дела, подтвержденных соответствующими доказательствами.
Так, в рамках судебного разбирательства работнику необходимо будет доказать, что в его отношении имело место такое различие в обращении, в результате которого он оказался в менее выгодном (ущемленном) положении, чем другие работники. При этом обстоятельства, в которых находились работники, были одинаковы, а единственным основанием различия в обращении была какая-либо из персональных характеристик (пол, возраст, язык, раса, заболевание и др.) (ст. 56 ГПК РФ).
Так, доказательствами предвзятого отношения могут являться, в частности, показания свидетелей, письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи (ст. ст. 69, 71, 73, 77 ГПК РФ).
Помощник прокурора Тимошенко Т.Е.
Получение средств материнского капитала
Материнский капитал за счет средств федерального бюджета может быть использован владельцем государственного сертификата на материнский капитал (далее - владелец сертификата) исключительно на определенные цели (ст. 2, ч. 3 ст. 7 Закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ):
1) улучшение жилищных условий семьи;
2) получение ребенком (детьми) образования;
3) формирование накопительной пенсии матери;
4) приобретение товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;
5) получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет.
Следует отметить, что в некоторых субъектах РФ действуют программы по предоставлению регионального материнского капитала. Условия и порядок использования указанного материнского капитала устанавливаются региональным законодательством и в настоящем материале не рассматриваются.
Законодательством РФ не предусмотрено получение владельцем сертификата средств материнского капитала наличными деньгами.
Кроме того, эти средства зачастую переводятся Фондом пенсионного и социального страхования РФ (СФР, до 01.01.2023 - ПФР) сразу на счет лица, которое выступает второй стороной по сделке, совершенной владельцем сертификата, либо на счет эскроу. Владельцами таких счетов, в зависимости от цели использования материнского капитала, могут быть продавец жилья, строительная либо образовательная организация (п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона N 256-ФЗ; ст. 1, ч. 1, 2, 4, 16, 19 ст. 18, ч. 2 ст. 20 Закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ; п. 16 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 N 862; п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 926).
При этом в случае признания, например, сделки купли-продажи жилья недействительной средства материнского капитала возвращаются фонду, а не взыскиваются в пользу покупателя, поскольку законных оснований для их получения последним не имеется (п. 1 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 05.02.2014).
Однако в некоторых случаях средства материнского капитала может получить непосредственно сам владелец сертификата на свой банковский счет.
Средства материнского капитала могут быть направлены на строительство (реконструкцию) жилья, осуществляемое без привлечения строительной организации, либо на компенсацию затрат, понесенных на строительство (реконструкцию) жилья таким способом. В этом случае денежные средства перечисляются СФР на банковский счет владельца сертификата (п. 2 ч. 1, ч. 1.3 ст. 10 Закона N 256-ФЗ; ст. 1, п. п. 1, 2 ч. 4, ч. 16, 19 ст. 18 Закона N 236-ФЗ; п. п. 2, 16 Правил N 862; Постановление Конституционного Суда РФ от 21.12.2022 N 56-П).
На банковский счет владельца сертификата могут быть также направлены средства материнского капитала в связи с компенсацией ему затрат на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов (ч. 1 ст. 11.1 Закона N 256-ФЗ; п. 2 ч. 4, ч. 19 ст. 18 Закона N 236-ФЗ; п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.04.2016 N 380).
С 01.01.2023 владелец сертификата при определенных условиях может получать ежемесячную выплату из средств материнского (семейного) капитала в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет. При наличии в семье нескольких детей в возрасте до трех лет выплата может быть назначена на каждого ребенка (п. 5 ч. 3 ст. 7, ст. 11.2 Закона N 256-ФЗ; ч. 2 ст. 3, ст. 4 Закона от 05.12.2022 N 475-ФЗ).
Ежемесячная выплата из средств материнского капитала в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет не облагается НДФЛ (п. 34 ст. 217 НК РФ).
Помощник прокурора Тимошенко Т.Е.
Отказ от постановки ребенку пробы Манту
Туберкулез - это инфекционное заболевание, входящее в Перечень социально значимых заболеваний, а также в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В целях профилактики туберкулеза и оказания противотуберкулезной помощи проводится комплекс мероприятий, направленных, в частности, на раннее выявление заболевания (абз. 2, 8, 9 ст. 1 Закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ; Перечни, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 715).
В целях раннего выявления туберкулеза у детей в рамках профилактических медицинских осмотров проводится туберкулинодиагностика - диагностический тест с применением внутрикожной туберкулиновой пробы Манту (далее - проба Манту) для определения специфической сенсибилизации организма к микобактериям туберкулеза. Детям от 15 до 18 лет проводятся также периодические флюорографические обследования легких (п. 4 ст. 8 Закона N 77-ФЗ; п. 8 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 21.03.2017 N 124н; разд. I Приложения N 4 к Приказу Минздрава России от 21.03.2003 N 109; п. п. 817, 825, 835 - 837 СанПиН 3.3686-21, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4).
По общему правилу пробу Манту проводят детям раз в год. Однако в отдельных случаях ее проводят дважды в год, в частности детям, страдающим сахарным диабетом (п. п. 817, 818, 826 СанПиН 3.3686-21).
Противотуберкулезная помощь оказывается гражданам при наличии их информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Для оказания помощи детям до 15 лет данное согласие должно быть выражено одним из родителей или иным законным представителем (п. п. 2, 3 ст. 7 Закона N 77-ФЗ).
Вместе с тем гражданин либо, если речь идет о ребенке младше 15 лет, один из его родителей или иной законный представитель имеют право отказаться от медицинского вмешательства. В данном случае им должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа в доступной для них форме. Такой отказ оформляется в виде документа на бумажном носителе либо формируется в виде электронного документа (ч. 3, 4, 7 ст. 20 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).
Как правило, заявление об отказе оформляется по установленной форме. Ее выдают в организации, которая проводит пробу Манту.
Отсутствие профилактических прививок влечет, в частности, временный отказ в приеме ребенка в образовательную организацию в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий. Однако иммунодиагностический тест на туберкулезную инфекцию (проба Манту, проба с аллергеном туберкулезным рекомбинантным) профилактической прививкой не является и, соответственно, отказ от его проведения не вызывает указанные последствия (п. 2 ст. 5 Закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ).
Вместе с тем образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся (п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
Дети до 14 лет, которым не проводилась туберкулинодиагностика, допускаются в дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации, организации отдыха детей и их оздоровления, а также госпитализируются в плановом порядке в медицинские организации при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии у ребенка заболевания туберкулезом.
Кроме того, если в течение месяца с момента постановки пробы Манту детям до 18 лет, направленным после постановки пробы на консультацию в медицинскую противотуберкулезную организацию, не будет представлено заключение фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулезом, такие дети не допускаются в дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации (п. п. 823, 832 СанПиН 3.3686-21).
Помощник прокурора Тимошенко Т.Е.
Обжалование отказа в признании гражданина безработным
Основаниями для отказа в признании безработным являются, в частности, следующие случаи (п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1; п. 10 Правил регистрации безработных граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.11.2021 N 1909):
• отказ гражданина от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, в течение 10 дней со дня постановки на учет в целях поиска подходящей работы;
• два отказа гражданина, впервые ищущего работу (ранее не работавшего) и при этом не имеющего квалификации, от получения профессионального обучения или предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;
• ненаправление гражданином в органы службы занятости в сроки, установленные порядком регистрации безработных граждан, в электронной форме с использованием Единой цифровой платформы "Работа в России" информации о выборе двух вариантов подходящей работы или профессионального обучения, а также информации о дне и результатах проведения переговоров с работодателями по двум выбранным вариантам подходящей работы;
• непредставление гражданином в случаях, предусмотренных порядком регистрации безработных граждан, направления с отметкой работодателя о дне явки и причине отказа в приеме на работу в органы службы занятости;
• неявка гражданина без уважительных причин в срок, установленный органами службы занятости, для регистрации в качестве безработного (за исключением инвалидов I и II групп, с которыми осуществляется взаимодействие в установленном порядке);
• представление гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, других недостоверных данных для признания его безработным.
Помимо этого предусмотрены случаи, когда орган службы занятости не может вынести решение о признании гражданина безработным в силу закона, например если гражданин является занятым, либо не достиг 16-летнего возраста, либо гражданину назначена пенсия (ст. 2, п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1; пп. "а", "б" п. 10 Правил N 1909).
Отказать в признании безработным по основаниям, не предусмотренным законодательством РФ, не вправе.
При отказе в признании безработным орган службы занятости обязан направить гражданину уведомление в день принятия такого решения. Сведения о дате принятия решения об отказе в признании безработным зарегистрированного гражданина вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения (п. п. 11, 12 Правил N 1909; Приложение N 24 к Приказу Минтруда России от 20.10.2021 N 738н).
Отказ в признании безработным можно обжаловать. Например, если гражданин не явился в установленный срок для принятия решения о признании его безработным по уважительным причинам, например в связи с болезнью, и представил в центр занятости в установленный срок подтверждающие документы, то суд может признать отказ в признании безработным неправомерным (ст. 11 Закона N 1032-1; п. 13 Правил N 1909; Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 08.06.2020 N 88-15262/2020).
Если гражданин считает решение органа службы занятости об отказе в признании безработным неправомерным, следует направить жалобу в вышестоящий орган - орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий полномочия в области содействия занятости населения (п. п. 1, 4 ст. 4 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ; пп. 7 п. 1 ст. 7.1-1, п. 1 ст. 15 Закона N 1032-1).
Жалоба должна содержать наименование органа, в который она направляется, Ф.И.О. (отчество - при наличии), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, суть жалобы, дату и подпись. В жалобе изложите обоснование неправомерности отказа в признании безработным, а также требования. К жалобе прикладываются документы и материалы (либо их копии), которые подтверждают доводы (ч. 1, 2 ст. 7 Закона N 59-ФЗ).
Например, если отказано в признании безработным в связи с неявкой без уважительных причин в центр занятости, указывается, что неявка была вызвана уважительными причинами. Подтвердить такие причины можно документами, Перечень которых утвержден Приказом Минтруда России от 26.04.2022 N 257н. Иные документы орган занятости населения учесть не вправе, однако в судебном порядке можно попробовать признать уважительными обстоятельства, подтверждаемые ими.
Если в жалобе не указаны фамилия заявителя или почтовый адрес для ответа, ответ не дается. По общему правилу срок рассмотрения письменных обращений составляет 30 дней со дня их регистрации. Этот срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней (ч. 1 ст. 11, ч. 1, 2 ст. 12 Закона N 59-ФЗ).
Также гражданин вправе подать жалобу в электронной форме на сайте органа. В этом случае ответ будет направлен на адрес электронной почты, который указан в жалобе (ч. 3 ст. 7, ч. 4 ст. 10 Закона N 59-ФЗ).
Если по результатам рассмотрения жалобы будут выявлены нарушения законодательства, вышестоящий орган службы занятости должен принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина (п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона N 59-ФЗ).
Для признания незаконным решения органа службы занятости об отказе в признании безработным в судебном порядке рекомендуется действовать следующим образом.
В административном исковом заявлении необходимо указать обязательные сведения, а также приложить к нему установленные документы, в частности документ, подтверждающий уплату госпошлины либо право на получение льготы по ее уплате, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера госпошлины с приложением необходимых документов (ч. 1 ст. 126 КАС РФ).
Госпошлина за подачу административного искового заявления о признании решения уполномоченного органа незаконным составляет 300 руб. (пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).
Административное исковое заявление можно подать в суд в письменной форме на бумажном носителе. В этом случае на нем проставляются подпись истца (его представителя - при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд) и дата подписания заявления (ч. 1 ст. 125 КАС РФ).
Также заявление можно представить в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, при наличии технической возможности в суде (ч. 2 - 2.3 ст. 45, ч. 8 ст. 125, ч. 1 ст. 220 КАС РФ; п. 2 ст. 7 Закона от 30.12.2021 N 440-ФЗ).
Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня ознакомления с обжалуемым решением (ч. 1 ст. 219 КАС РФ).
Пропуск установленного срока не является основанием для отказа в принятии заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом (ч. 5, 7 ст. 219 КАС РФ).
По общему правилу административное исковое заявление об оспаривании решений органов власти и организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в районный суд по месту нахождения органа власти или организации либо по месту жительства административного истца (ст. 19, ч. 1 ст. 22, ч. 3, 4 ст. 24 КАС РФ).
Если место нахождения указанных органа власти или организации не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия, административный иск подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия органа власти или организации, либо по месту жительства административного истца (ч. 2 ст. 22 КАС РФ; п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36).
По результатам рассмотрения административного дела суд принимает одно из следующих решений (ч. 2 ст. 227 КАС РФ):
• об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и об обязанности ответчика устранить нарушения ваших прав, свобод и законных интересов;
• об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого решения незаконным.
Помощник прокурора Тимошенко Т.Е.
Получение лицензии на оружие
Приобретение оружия и патронов к нему на территории РФ подлежит лицензированию, за исключением отдельных установленных случаев (ч. 1, 6 ст. 9 Закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ).
Лицензия представляет собой специальное разрешение на право приобретения гражданином оружия.
Лицензия на приобретение оружия в общем случае действует шесть месяцев и может выдаваться на приобретение, в частности, следующих видов оружия (ч. 2 ст. 9, ч. 5 ст. 13 Закона N 150-ФЗ; п. 1 Административного регламента, утв. Приказом Росгвардии от 20.03.2019 N 93; п. 1 Административного регламента, утв. Приказом Росгвардии от 18.08.2017 N 359; п. 1 Административного регламента, утв. Приказом Росгвардии от 26.06.2018 N 222):
• огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие самообороны с патронами к нему, в том числе с патронами травматического действия;
• огнестрельное оружие ограниченного поражения;
• спортивное или охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие;
• охотничье или спортивное огнестрельное оружие с нарезным стволом.
Лицензия на приобретение отдельных видов оружия, таких как газовые пистолеты, револьверы, сигнальное оружие и др., серии ЛОа действует пять лет (ч. 3 ст. 13 Закона N 150-ФЗ; п. 40 Административного регламента, утв. Приказом Росгвардии от 11.05.2018 N 172).
Лицензия на приобретение газовых пистолетов, револьверов, сигнального оружия и др. может быть продлена в установленном порядке. Для этого необходимо обратиться в территориальный орган Росгвардии с заявлением и необходимыми документами, в частности, подлежащей продлению лицензией и медицинским заключением об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием. Лицензия с истекшим на дату регистрации заявления сроком действия продлению не подлежит (ч. 3 ст. 13 Закона N 150-ФЗ; п. п. 5, 6, пп. 9.4 п. 9, п. п. 29.7, 42 Административного регламента N 172).
На особенности получения лицензии на приобретение оружия влияет, в частности, вид приобретаемого оружия.
Так, например, лицензию на приобретение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом имеют право получать граждане РФ, которые имеют охотничий билет, при наличии одного из следующих условий (ч. 8 ст. 13 Закона N 150-ФЗ; пп. 9 п. 2 Положения, утв. Указом Президента РФ от 30.09.2016 N 510):
1) занимаются профессиональной деятельностью, связанной с охотой;
2) владеют непрерывно не менее пяти лет охотничьим огнестрельным длинноствольным оружием на основании разрешения на его хранение и ношение, выданного Росгвардией или ее территориальным органом в соответствии со ст. 13 Закона N 150-ФЗ;
3) владеют охотничьим огнестрельным длинноствольным оружием с нарезным стволом на основании разрешения на его хранение и ношение, выданного Росгвардией или ее территориальным органом в соответствии со ст. 13 Закона N 150-ФЗ, которое было приобретено на основании лицензии на приобретение такого оружия;
4) владели непрерывно не менее пяти лет охотничьим огнестрельным длинноствольным оружием на основании разрешения на его хранение и ношение, выданного Росгвардией или ее территориальным органом в соответствии со ст. 13 Закона N 150-ФЗ, если со дня истечения срока действия указанного разрешения или его аннулирования на основании добровольного отказа гражданина от указанного разрешения прошло не более одного года;
5) владели охотничьим огнестрельным длинноствольным оружием с нарезным стволом на основании разрешения на его хранение и ношение, выданного Росгвардией или ее территориальным органом в соответствии со ст. 13 Закона N 150-ФЗ, которое было приобретено на основании лицензии на приобретение такого оружия, если со дня истечения срока действия указанного разрешения или его аннулирования на основании добровольного отказа гражданина от указанного разрешения прошло не более одного года.
Лицензия на приобретение оружия выдается в общем случае гражданам РФ, достигшим возраста 21 года (ч. 1, п. 1 ч. 20 ст. 13 Закона N 150-ФЗ).
Для получения лицензии на приобретение оружия в общем случае вам понадобятся следующие документы (ч. 3 ст. 9, ч. 15, п. 2 ч. 20 ст. 13 Закона N 150-ФЗ; пп. 9.1 п. 9 Административного регламента N 93):
• заявление с указанием сведений о видах оружия, которое планируется приобрести, и мерах, принятых для обеспечения учета и сохранности оружия;
• паспорт гражданина РФ;
• документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием;
• медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, а также медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Для получения этих медицинских заключений потребуется пройти медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием. Освидетельствование проводится за счет заявителя, в установленном порядке. Медицинские заключения формируются по результатам освидетельствования в форме электронных документов и размещаются в федеральном реестре документов, содержащем сведения о результатах медицинского освидетельствования, который ведется в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ч. 5 - 7 ст. 6.1 Закона N 150-ФЗ; п. п. 4, 18 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 26.11.2021 N 1104н).
Необходимая информация о порядке прохождения медицинского освидетельствования и оформления медицинского заключения размещается на официальных сайтах органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья (Рекомендации, утв. Письмом Минздрава России от 25.07.2022 N 30-7/2801).
За выдачу лицензии необходимо уплатить госпошлину. Вместе с тем документы, подтверждающие уплату госпошлины, представлять необязательно (ст. 23 Закона N 150-ФЗ; п. п. 10, 16 Административного регламента N 93).
За выдачу лицензии на приобретение оружия взимается госпошлина в размере 2 000 руб. (ст. 23 Закона N 150-ФЗ; п. 16 Административного регламента N 93; пп. 136 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Заявление и документы могут быть представлены в Росгвардию (ее территориальный орган по месту жительства заявителя) в бумажной форме, а также в электронной форме с использованием Единого портала госуслуг (ч. 15 ст. 13 Закона N 150-ФЗ; пп. 9 п. 2 Положения N 510; п. п. 5, 73 Административного регламента N 93).
В качестве подтверждения принятия документов будет выдана копия описи документов, представляемых для получения лицензии, и талон-уведомление (п. 38 Административного регламента N 93).
Если заявление и документы представлены в электронной форме, уведомление в электронной форме о поступлении заявления и прилагаемых к нему документов будет направлено не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления информации об уплате госпошлины (п. 40 Административного регламента N 93).
Дата и время проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия и патронов, а также документов, подтверждающих законность владения и (или) использования оружия и патронов, должны быть согласованы с сотрудником подразделения Росгвардии в течение двух рабочих дней со дня регистрации заявления.
Проверка проводится по месту жительства (п. 59 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814; п. 44 Административного регламента N 93).
Информация о возможности получить лицензию будет предоставлена по телефону, электронной почте (при наличии) либо через Единый портал госуслуг (пп. 7.3 п. 7, п. 58 Административного регламента N 93).
Выдача лицензии осуществляется в срок не более месяца со дня регистрации заявления. Днем предоставления лицензии является день внесения в реестры лицензий и разрешений записи о предоставлении лицензии (ч. 3, 11 ст. 9 Закона N 150-ФЗ; пп. 7.1 п. 7 Административного регламента N 93).
Лицензия выдается заявителю лично в руки, без использования средств почтовой связи. Перед выдачей лицензии сотрудник разъясняет заявителю требования гл. X - XIII Правил оборота оружия (п. п. 59, 61 Административного регламента N 93).
Гражданам РФ не разрешается иметь в собственности свыше следующего количества гражданского оружия отдельных категорий, если оно не является предметом коллекционирования (ч. 11 ст. 13 Закона N 150-ФЗ):
1) пять единиц огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия;
2) 10 единиц общего количества охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия и (или) охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом (при наличии у гражданина права на приобретение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом);
3) пять единиц спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом;
4) пять единиц охотничьего метательного стрелкового оружия;
5) две единицы огнестрельного оружия ограниченного поражения;
6) 10 единиц общего количества оружия, указанного в п. п. 1 и 2.
В случае если у владельца оружия при проведении медицинских осмотров или медицинских освидетельствований либо при оказании ему медицинской помощи выявят заболевания, при наличии которых противопоказано владение оружием, медицинская организация уведомит его об этом, а также оформит сообщение о наличии оснований для внеочередного медицинского освидетельствования и об аннулировании действующего медицинского заключения. Такое сообщение формируется в электронном виде и передается в Росгвардию (ч. 9 ст. 6.1 Закона N 150-ФЗ; п. 7.1 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н; п. 28 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 27.04.2021 N 404н; п. 30 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 30.12.2015 N 1034н).
При этом гражданин обязан незамедлительно сдать выданные ему соответствующие лицензию и разрешение, а также передать принадлежащие ему оружие и патроны на хранение в Росгвардию или ее территориальный орган по месту жительства (пребывания) и в течение двух месяцев пройти внеочередное медицинское освидетельствование. Также он вправе добровольно отказаться от лицензии и разрешения и в течение года принять меры по отчуждению оружия и патронов (ч. 10 ст. 6.1 Закона N 150-ФЗ).
По результатам проведения внеочередного медицинского освидетельствования в случае отсутствия заболеваний оформляются новые медицинские заключения, после чего Росгвардия возвращает гражданину добровольно сданные или изъятые у него лицензию и разрешение, а также оружие и патроны (ч. 11 - 13 ст. 6.1 Закона N 150-ФЗ).
Если в течение двух месяцев новые медицинские заключения не будут оформлены, Росгвардия аннулирует лицензию и разрешение и уведомит гражданина о необходимости отчуждения оружия и патронов в течение года со дня получения им этого уведомления, а также о средней оценочной стоимости услуг по хранению и принудительному отчуждению оружия и патронов в случае отказа гражданина от совершения указанных действий (ч. 14 ст. 6.1 Закона N 150-ФЗ).
Прокурор района Трофимова М.И.
Порядок получения медицинской справки на оружие
Граждане РФ при наличии соответствующих разрешительных документов имеют право на приобретение и хранение оружия и (или) патронов к нему (ст. ст. 10, 13 Закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ; п. п. 19, 54 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814).
В частности, для получения лицензии на приобретение, экспонирование или коллекционирование оружия и разрешения (его продления) на хранение оружия или патронов к нему потребуется ряд документов, в том числе медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием и медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (ч. 15, п. 2 ч. 20 ст. 13 Закона N 150-ФЗ; пп. 9.1 п. 9 Административного регламента, утв. Приказом Росгвардии от 20.03.2019 N 93; пп. 9.1 п. 9, пп. 15.1 п. 15 Административного регламента, утв. Приказом Росгвардии от 26.06.2018 N 222; пп. 9.3 п. 9, п. 15 Административного регламента, утв. Приказом Росгвардии от 26.06.2018 N 221; пп. 9.1 п. 9 Административного регламента, утв. Приказом Росгвардии от 11.05.2018 N 172; п. 15 Административного регламента, утв. Приказом Росгвардии от 12.08.2019 N 283; п. 15 Административного регламента, утв. Приказом Росгвардии от 17.06.2019 N 208; п. 15 Административного регламента, утв. Приказом Росгвардии от 17.06.2019 N 207).
Для получения указанных заключений необходимо пройти медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием (ч. 7 ст. 6.1 Закона N 150-ФЗ; п. 18 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 26.11.2021 N 1104н).
Такое освидетельствование проводится в отношении граждан РФ, впервые приобретающих оружие на основании лицензии, граждан, награжденных оружием, а также граждан, являющихся владельцами оружия (за исключением проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции) (ч. 1 ст. 6.1 Закона N 150-ФЗ; п. 1 Порядка).
Медицинское освидетельствование включает следующие медицинские осмотры врачами-специалистами и лабораторные исследования (ч. 3 ст. 6.1 Закона N 150-ФЗ; п. 5 Порядка):
• медицинский осмотр врачом-офтальмологом;
• психиатрическое освидетельствование;
• медицинский осмотр врачом - психиатром-наркологом;
• химико-токсикологические исследования;
• лабораторные исследования крови и (или) мочи на определение хронического употребления алкоголя в целях диагностики психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением алкоголя.
К числу заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием, относятся, в частности, психические расстройства, в связи с чем в рамках медицинского освидетельствования проводится психиатрическое освидетельствование (ч. 4 ст. 6.1 Закона N 150-ФЗ; п. 8 Порядка; разд. I Перечня, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 N 143).
Медицинское освидетельствование проводится медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения по вашему месту жительства (пребывания), имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности (ч. 1 ст. 6.1 Закона N 150-ФЗ; п. п. 6, 8, 9 Порядка).
Освидетельствование проводится за счет заинтересованного в получении справки лица в установленном порядке (ч. 5, 6 ст. 6.1 Закона N 150-ФЗ; п. 4 Порядка).
Так, психиатрическое освидетельствование включает осмотр врачом-психиатром и патопсихологические (психодиагностические) исследования (п. 8 Порядка).
В целях обнаружения и последующей идентификации в образцах биологических объектов (моче) наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов проводятся химико-токсикологические исследования. Результаты таких исследований отражаются в справке по установленной форме, после чего врачом - психиатром-наркологом оформляется медицинское заключение об отсутствии в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (п. п. 10, 14, 15 Порядка).
По результатам иных лабораторных исследований, осмотров и обследований врачами-специалистами также оформляются соответствующие справки (п. 16 Порядка).
Результаты проведенных медицинских осмотров (включая справки по результатам психиатрического освидетельствования, осмотра врачом - психиатром-наркологом, врачом-офтальмологом и лабораторных исследований), а также обоснованный вывод о наличии (об отсутствии) медицинских противопоказаний к владению оружием вносятся в медицинскую карту (п. п. 15, 17 Порядка).
По результатам проведения медицинского освидетельствования медицинским работником формируются медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинское заключение об отсутствии в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Заключения формируются в электронном виде и размещаются в федеральном реестре документов, содержащем сведения о результатах медицинского освидетельствования, который ведется в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения.
Информация об оформленных заключениях передается в Росгвардию.
В целях получения лицензии на приобретение оружия срок действия медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием составляет год со дня его оформления (ч. 8 ст. 6.1 Закона N 150-ФЗ; п. 19 Порядка).
В случае нарушения установленных сроков прохождения медицинского освидетельствования лицензия на приобретение, экспонирование или коллекционирование оружия и разрешение на хранение или хранение и ношение либо хранение и использование оружия аннулируются органами Росгвардии и изымаются (п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона N 150-ФЗ; пп. 19 п. 9 Положения, утв. Указом Президента РФ от 30.09.2016 N 510).
В случае если у владельца оружия при проведении медицинских осмотров или медицинских освидетельствований либо при оказании ему медицинской помощи выявят заболевания, при наличии которых противопоказано владение оружием, медицинская организация уведомит его об этом, а также оформит сообщение о наличии оснований для внеочередного медицинского освидетельствования и об аннулировании действующего медицинского заключения. Такое сообщение формируется в электронном виде и передается в Росгвардию (ч. 9 ст. 6.1 Закона N 150-ФЗ; п. 7.1 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н; п. 28 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 27.04.2021 N 404н; п. 30 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 30.12.2015 N 1034н).
При этом гражданин обязан незамедлительно сдать выданные ему соответствующие лицензию и разрешение, а также передать принадлежащие ему оружие и патроны на хранение в Росгвардию или его территориальный орган по месту жительства (пребывания) и в течение двух месяцев пройти внеочередное медицинское освидетельствование. Также он вправе добровольно отказаться от лицензии и разрешения и в течение года принять меры по отчуждению оружия и патронов (ч. 10 ст. 6.1 Закона N 150-ФЗ).
По результатам проведения внеочередного медицинского освидетельствования в случае отсутствия заболеваний оформляются новые медицинские заключения, после чего Росгвардия возвращает гражданину добровольно сданные или изъятые у него лицензию и разрешение, а также оружие и патроны (ч. 11 - 13 ст. 6.1 Закона N 150-ФЗ).
Если в течение двух месяцев новые медицинские заключения не будут оформлены, Росгвардия аннулирует лицензию и разрешение и уведомит гражданина о необходимости отчуждения оружия и патронов в течение года со дня получения им этого уведомления, а также о средней оценочной стоимости услуг по хранению и принудительному отчуждению оружия и патронов в случае отказа гражданина от совершения указанных действий (ч. 14 ст. 6.1 Закона N 150-ФЗ).
Прокурор района Трофимова М.И.
Ответственность за использование электрошокового прибора в целях самообороны
Одним из видов гражданского оружия, предназначенного для самообороны, являются электрошоковые устройства отечественного производства, имеющие выходные параметры, соответствующие установленным обязательным требованиям. В частности, электрошокеры не должны вызывать изменения частоты сердечных сокращений на протяжении более чем 10 минут с момента их воздействия (абз. 5 п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ; Приложение N 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 22.10.2008 N 584н).
На территории РФ запрещен оборот (в частности, приобретение, хранение, ношение и использование) электрошоковых устройств, произведенных за границей, а также имеющих выходные параметры, превышающие величины, установленные законодательством РФ (абз. 12 ч. 1 ст. 1, абз. 10 п. 1 ст. 6 Закона N 150-ФЗ).
Совершеннолетние граждане РФ вправе приобретать электрошокеры без получения лицензии и применять их для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости.
Однако перед применением электрошокера необходимо предупредить лицо, против которого он применяется, за исключением случаев, когда промедление создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь за собой иные тяжкие последствия. При этом применение электрошокера в состоянии необходимой обороны не должно причинить вред третьим лицам (ч. 4 ст. 13, ч. 1 ст. 24 Закона N 150-ФЗ; пп. "г" п. 62 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814).
Состояние необходимой обороны - защита личности и прав обороняющегося или других лиц от общественно опасного посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия (ч. 1 ст. 37 УК РФ).
Применение электрошокера в состоянии необходимой обороны не является преступлением. При этом если посягательство не сопряжено с опасным для жизни насилием либо с угрозой применения такого насилия, применение электрошокера будет правомерным, если не было допущено превышения пределов необходимой обороны - умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства (ч. 1, 2 ст. 37 УК РФ).
Применение электрошокера в состоянии крайней необходимости также не является преступлением, если опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости, в частности причинения вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности, когда был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда (ст. 39 УК РФ).
Прокурор района Трофимова М.И.